Для предупреждения мореплавателей и населения прибрежных районов о приближающихся штормах или резких изменениях погоды в портах на специальных сигнальных мачтах поднимаются соответствующие сигналы как днем, так и ночью. Походникам нелишне знать эти сигналы.
|
- воздух сухой; - летом наблюдается похолодание, зимой - потепление; - появившиеся утром или к полудню "барашки" к вечеру превращаются в густые слоистые облака; - если на утренней заре появились перистые облака, обращает на себя внимание их быстрое движение; - сгустившиеся слоистые облака с разорванными краями проплывают очень быстро, часто меняя свои очертания; - ветер, возникающий к полудню, резко усиливается к вечеру; - ласточки и стрижи летают то вверх, то вниз.
|
При движении по азимуту практическая ошибка выхода на ориентир обычно бывает до одной десятой пройденного маршрута. Поэтому желательно намечать на маршруте промежуточные ориентиры. Для этого перед движением устанавливают визирное приспособление компаса на нужное направление и ориентируют компас.
Затем в нужном направлении (или рядом с ним) намечают какой-нибудь ярко выраженный и не очень отдаленный ориентир, к которому и передвигаются.
Достигнув ориентира, операцию повторяют вновь.
Полезно вычерчивать на листе блокнота (на планшете) путь своего движения. |
Азимут - это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир. Азимут измеряется в градусах от 0° до 360°. Если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут называется истинным; если за исходное направление принимается магнитный меридиан, азимут называется магнитным.
Имея компас, вы можете легко определить магнитный меридиан. Для перехода от магнитного меридиана к истинному нужно знать магнитное склонение в точке наблюдения. Величина магнитного склонения указывается на многих картах.
Подготовка данных для движения по азимутам ведется по топографическим картам или по аэроснимкам. Она состоит из изучения и выбора маршрута, определения магнитных азимутов и расстояний между ориентирами, расчета времени движения и оформления данных для ориентировки в пути.
Движение по азимуту заключается в определении на местности нужного направления движения по данному азимуту и выдерживании этого направления при движении. Для того, чтобы не сбиться с азимута, рекомендуется знать следующие приемы.
|
Компас является самым надежным и верным спутником туриста, если уметь с ним обращаться. Для того, чтобы никогда не оказываться на месте человека, потерявшего ориентировку на местности, вам придется научиться, прежде всего, навыкам пользования компасом.
Обычный компас состоит из круглой латунной или пластмассовой коробки, в центре которой на острие стального шпиля свободно вращается сталь- ная намагниченная стрелка, а в ее центр вставлен кусочек хорошо отшлифованного твердого камня — агата. Этот камень служит для уменьшения трения между острием шпиля и магнитной стрелкой.
Коробка компаса сверху закрыта стеклом. Под стрелкой на шпиль надет небольшой рычажок — тормоз, которым стрелка может быть плотно прижата к стеклу.
|
|
|
|
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL |